Main menu

Внимание! Ядовитый хладагент под маркой R-134a обнаружен в Европе

Большинство из нас сталкивалось с таким фактом, что заправленные хладагентом баллоны не всегда содержат то, чтоони обещают. В течение длительного времени иногда под маркой R-134a попадалась смесь, состоящая издругих фреонов, состав которой в действительности имел мало общего с чистымхладагентом R-134a. Все это, очевидно, связано с капризным характером R-134a. Если это неявляется препятствием для поставки, то всегда есть разброс цен для аналогов хладагентаR-134a на рынке. Например, не так давно наамериканский рынок поступил хладагент R-12/R-152a и R-22/R-142b рекламируемый под маркой хладагента R-134a. Состав большинства хладагентов,используемых в системах кондиционирования, может быть определен с помощьюспециальных анализаторов хладагента, тем самым предотвращается риск заправкинекачественным хладагентом в системы кондиционирования. Однако данный случайявляется более сложным. Обнаруженный ядовитый хладагент является очень огне- ивзрывоопасным и ведет себя агрессивно в отношении металлов.

Хладагент R-22/R-40. В конце февраля к нам обратились с вопросом, знакомы ли мы с хладагентом, состоящим из R-22 и R-40 и применяемым в автомобильныхсистемах кондиционирования. Эта смесь под маркой «R-134a» была обнаружена в системе кондиционированиявоздуха автомобиля, который вернулся из Афганистана. Этой смесью был заправлен автокондиционерпосле замены протекающего испарителя.

Поскольку нам был тоже незнаком хладагент R-22/R-40, мы обратились к профессиональным экспертам. Их ответ нас насторожил.R-40 – этовещество под названием «Метил-Хло-Райд» или «Хлорметан» является хладагентом,который в прошлом продавался под маркой НСС40 или Фреон 40. Уже длительноевремя из-за токсичности хладагент R-40 запрещен к использованию на потребительскомрынке. Чтобы определить был ли «афганский автомобиль» единичным случаемприменения ядовитого хладагента, мы обратились в компании производителейхладагентов. Почти сразу же мы получили ответ от одного из представителей компании«из-за глобальной нехватки хладагентов мы много слышим о хладагенте R-40 и смесях на его основе».

Сервисное оборудование в опасности. Утечка в испарителе послужилапричиной его замены на военном автомобиле. Так как данный автомобиль находилсяна гарантии, было решено отправить прохудившийся испаритель назавод-изготовитель. При детальном осмотре было установлено, что протечкапоявилась из-за агрессивной формы коррозии его элементов, которая проявилась внарушении целостности конструкции. Дополнительный анализ показал, что хладагентR-22/R-40 ведет себя очень агрессивно поотношению к алюминию и другим металлам.

Обратите внимание. Будьте внимательны! Дополнительные исследования показали, чтов Южной Европе был обнаружен в незначительных количествах хладагент R-22/R-40 в автомобильных системахкондиционирования. Данный хладагент обладает свойствами, которые представляютопасность для людей и оборудования.

Свойства хладагента. Вещество R-22/R-40 – это хладагент, который в комбинации с воздухом образуетогнеопасную и взрывчатую смесь. При вдыхание пары хладагента ядовиты. Безопаснаяконцентрация его составляет не более 50 мл на 1 м3 воздуха итолько при превышении этого количества можно обнаружить его присутствие (длясравнения безопасная концентрация хладагента R-134a составляет 10000 мл на 1 м3 воздуха).Хладагент не совместим с металлами и находясь в контакте с ними вызывает ихускоренную коррозию.

Вещество R-22 не совместимо с большинствомэластичных материалов, таких как сальники, прокладки, шланги и т.д., чтоприводит к появлению утечек в автомобильной системе кондиционирования.

Как распознать этот хладагент? Будьте внимательны при обслуживании автомобиля с подозрительным хладагентом. У вас еще нет анализатора хладагента?Тогда серьезно задумайтесь о его приобретении. Удостоверьтесь, что Ваш выборсоответствует минимальным требованиям стандарта SAE J1771 и имеет приемлемую точностьизмерения.

Однако здесь требуетсябольше усилий для того чтобы решить возникшую проблему. Хладагент R-22/R-40 в настоящее время не может бытьправильно идентифицирован с помощью существующих анализаторов. В большинствеслучаев они укажут на смесь, которая содержит R-22. В другом случае – в зависимостиот модели анализатора – будет дан ответ, что тест чистоты хладагента R-134a потерпел неудачу. В таком случае выбудете знать, что данный хладагент, находящийся в системе кондиционирования,нельзя использовать повторно. Его требуется утилизировать. Однако мы все ещеничего не знаем о хладагенте R-40.

Есть ли у вас анализаторили его нет, невозможно получить ясное подтверждение, что система содержит R-40. Хотя это важно знать во чтобы тони стало. Не только по причинам личной безопасности, но также и потому, чтосмесь не совместима с большинством металлов. Смесь не только оказывает влияниена автомобильную систему кондиционирования клиента, но попав внутрь вашейавтомобильной заправочной станции, может вывести ее из строя.

Другими словами,обнаружение хладагента R-40 в системе является трудной задачей. Производителям анализаторовхладагента потребуется время, для того чтобы доработать анализатор (если будетспрос на них) для обнаружения таких хладагентов. При поступленииподозрительного автомобиля на обслуживание, расспросите владельца, где онпоследний раз производил диагностику и заправку своего кондиционера. Если он непроводил обслуживание в течение нескольких лет, то есть незначительный шансобнаружить хладагент R-22/R-40, так как эта смесь появилась в небольших количествахсовсем недавно. Также можно попросить любые сервисные счета по обслуживанию,если они есть в наличие или поискать сервисный стикер в моторном отсеке. Вслучае необходимости можно войти в контакт с автосервисом, на которомвыполнялось последнее обслуживание.

Безопасность прежде всего. Если вы уверены или есть сильное подозрение в том, чтов автокондиционере находится хладагент R-22/R-40, то необходимо принять самыестрогие меры безопасности. При контакте с воздухом хладагент представляетвзрывчатую смесь и очень огнеопасен. Вдыхание паров этого хладагента можетвызвать тошноту, диарею, рвоту, головные боли и т.д.

Если вы не хотитесамостоятельно удалять данный хладагент из автомобиля, то поставьте его настоянку на открытом воздухе. Все вопросы по удалению ядовитого хладагентадолжны решаться или самим клиентом или лицензированным специалистом поутилизации опасных газов по договоренности с клиентом. В любом случае неоставляйте автомобиль внутри бокса где находится электрическое, сварочное идругое оборудование, а также если проводятся другие работы не удовлетворяющиесоблюдению безопасности при наличии хладагента R-22/R-40.

Откачка хладагента. Если вы предпочитаете самостоятельно откачивать подозрительный хладагент, для того чтобы утилизировать его, то мы рекомендуем иметь для этих целей отдельную станцию. Никогда не используйте автомобильнуюзаправочную станцию для откачки подозрительного хладагента, т.к. это приведет квыходу из строя дорогостоящего оборудования. Если вы решили купить станциютолько для откачки хладагента, но не помните технических требований к ней, тообратитесь к поставщику и уточните, подходит ли она для работы с огнеопаснымихладагентами. Можно ли пропускать через эту станцию хладагент, которыйагрессивен к металлам. Возможно это не будет проблемой если впоследствиистанцию можно очистить и промыть. В качестве альтернативного метода можнопровести вакуумирование самой станции.

Баллон с откаченным хладагентом. Наконец, после откачки неизвестной смеси хладагента из автокондиционера в пустой баллон, будьте внимательны и не заполняйте баллон более чем на 60% его объема. Вы не знаете, какая смесьнаходится в баллоне и как она себя поведет при нагревании или при контакте сдругими веществами.